БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОМОЩИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ "МАЛЕНЬКИЕ ТАЛАНТЫ". 

Цель фонда: коррекция возможных нарушений эмоционально-волевой сферы подростков с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), а также развитие их личностных социально значимых качеств в условиях социально-культурной, творческой деятельности.

Задачи фонда: актуализация творческих способностей, гармонизация личностного развития, интеграция в среду значимого общения путем оптимизации форм и средств межличностной коммуникации; создание в сфере досуга коллективных видов совместной творческой деятельности, стимулирующих самовыражение, целеустремленность. Развитие толерантности, общения, активной созидательной жизни.                                                                                                                                            

СМС

Эл.платежи

сейЧАС

БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ ПИСЬМА, ГРАМОТЫ, ПРИЗЫ.

          Общегородской конкурс художественного творчества "Созвездие"       Кинофестиваль "Крылья бабочки" 1 Место за мультипликационный фильм "Лебедь, щука и рак"           ПОБЕДИТЕЛЬ КИНОФЕСТИВАЛЯ ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ 2018      Настоящий сертификат удостоверяет, что фильм "Две бочки" (Мульт-студия "Юнона", ЦССВ "Юнона...

Подробнее

Новости

Содержание программы вокального проекта "Поющие сердца"

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ в рамках проекта "Поющие сердца"

 

1.Введение:

1.1 Вводное занятие, техника безопасности: инструктаж по технике безопасности и правилам поведения во время занятий. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).

1.2 Диагностика, прослушивание детских голосов: диагностика произошедшей модуляции голоса. Повторение целей и задач вокальной студии, поиск новых решений. Техник грамотной работы с голосом, голосовая гигиена. — не переохлаждаться, избегать простуд. Вокалист больше подвержен простудным заболеваниям, чем человек не поющий, так как трахея и глотка вокалиста в результате вокальной работы и большой нагрузки имеют более высокую температуру, и есть все шансы переохладиться и простыть, стоит лишь выпить холодный напиток в жару, или поговорить на воздухе в холодную погоду

— укреплять здоровье

— не подвергать голосовой аппарат резким сменам температур: в жару не пить холодные напитки; в морозную погоду, выпив горячий чай, не выходить сразу на улицу

— в холодную и влажную погоду не разговаривать, не смеяться на улице

— в повседневной жизни дышать носом. Это предохраняет дыхательные пути от пыли и инфекций, оседающих в носу, а воздух, проходя через нос, согревается и увлажняется

— соблюдать паузу (не менее часа) между приемом пищи и занятиями вокалом. После еды много энергии уходит на переработку пищи. Полный желудок давит на диафрагму, что затрудняет ее подвижность.

— следить за состоянием зубов. Здоровые зубы – прежде всего, это эстетично, а еще — и правильная дикция. Больные же зубы – источник инфекций верхних дыхательный путей и слизистой оболочки ротовой полости

— не злоупотреблять раздражающей пищей — острой, соленой, маринованной, кислой

– мороженое и газированные напитки вредны для певческого голоса

— соблюдать режим пения

— не перегружать голос звучанием в нерабочей тесситуре, диапазон расширять постепенно, без форсирования процесса и учитывая природные данные вокалиста

 

2.Использование певческих навыков

2.1 Строение голосового аппарата: повторение пройденного материала по данной теме. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных).

2.2 Правила охраны голоса, звукообразование: Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.

0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.

 

3.Развитие навыка пения в эстрадно-джазовой манере

3.1 История вокальных стилей. Жанры вокального исполнения: романс, опера, авторская (бардовская) песня, блюз, рок-н-ролл, рок, хард-рок, глэм-рок, британский бит, джаз, арт- рок, увертюра, соул, современная городская музыка, поп-музыка, эстрада, диско, фольклор, этническая музыка.

Хоровая музыка: Большой детский хор, хоровые коллективы Москвы, русский народный хор, академические хоры

Романс: Жанна Бичевская, Олег Погудин, Жанна Строенко

Авторская песня :Юрий Визбор, Булат Окуджава, Александр Розенбаум

Блюз: Бесси Смит, Роберт Джонсон, Лимон Джеферсон, Уилли Диксон

Джаз: Этел Уотерз, Билли Холидей, Сэра Воэн, Бенни Гудман, Пегги Ли, Дайана Крол, Луи Армстронг. Джо  Уильямс, Эла Жаро, Леонид Утесов, Валентина Пономарева, Ф.И.Шаляпин,  Сергей Лемешев, Татевик Оганесян, Ирина Отиева, Лариса Долина.

        Кантри: Тоннесси Эрни, Хэнк Уильямс (1 и 2), Джей Кэйл,  Крис Кристоферсон, Уилли Нелсон, Долли Партон, Билл Хэйли, Карл Перкинс,  Элвис Пресли, Эдди Коррэн.

Рок: «Битлз» - Пол МарКартни, «Роллинг Стоунз», «Кинс», «Ярдбердз», «Энималз», Эрик Берден, Саймон, Гарфакелл, «Криденс Кликруотер Ривайвл».

Поп-певцы:  Фрэнк Синатра, Энди Уильямс,  Дин Мартин.

Рок-н-ролл:  «Статус кво».  Арт-рок:  «Дженезиз», Питер Гейбриел.

Хард-рок:  Ху, «Лед Зеппелинг», «Доп Попл», «Блэк Сэббет», «Куин».

Рок-опера: «Артур», «Томми», «Иисус Христос – Суперзвезда» (Иан Гиллан, Мюрей Хе,  Ивонн Эллимер).

Мюзикл:  Барбара Стрейзанд, Лайза Минелли.

Глэм-рок:   Род Стюарт, Гэрри Глиттер, Хаулин Вулф.

Стоул:  Рэй Чарлз, Джеймс Браун, Этта Джеймс.

Городская музыка: Арита Фрэнклин, Ротис Реддинг, Уилтон Пикетт, Карла Томас, Соломон Берк, Сэм Кук, Билли Оушн, Уинли Хьюстон, Джо Коккер.

Регги:  Джимми Клифф, Питер Тош, Бани Уэйлер,  Боб Марли.

Эстрада:  Фрэнк Синатра, Джуди Гарленд, Бэтт Мидлер, Барбара Стрейзанд,  Лайза Минелли, Хулио Иглесиас, Алла Пугачева.

Поп: Фрэнки Эвэлон, Клифф Ричард, София  Ротару, Валентина Толкунова, Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, Юрий Антонов, Эдита Пьеха, группа «Самоцветы», «Ласковый май»,  «Мираж»,  выпускники «Фабрик звезд»,  Майкл Джексон, Мадонна, Принс,  Уитни Хьюстон, Джорж Майкл, Мэрайа Кэрри, Кристина Агилера, Бритни Спирс.

Диско:  Дона Саммер, Глория Гейнор, группа «АВВА», «Бони М», «Арабеск», «Чингис хан», Барбара Стрэйзанд, Дейвид Боун, Род Стюарт.

Поп-соул, поп-франк:  Тина Тернер, Майкл Джексон, Принс и др.

Евродиско: «Модерн Токинг», Кайли Миноуг, Рик Эстли, Сабрина, Дона Саммер.

Рэп: Кул-Ди-Джей Херк, Грэндмастер Флэш, группа «Фьюрнос Файв», Эм Си Хэммер.

 

Групповое прослушивание исполнения великих вокалистов и обсуждения манеры и стиля исполнения.

 

3.2 Изучение терминов «Импровизация», «Импровизаторы».

Импровизация в вокале имеет свою специфику. Импровизация выступает в качестве формы творческого процесса сочинения голосов в процессе исполнения-поиск новых голосов.

Импровизаторы- вокалисты, владеющие техникой- СКЭТ (слоговое пение), используют принципы инструментальной импровизации.

Импровизация—сочинение музыки на ходу, без подготовки, во время исполнения произведения.

Практика: Упражнения на опевание основной мелодии, используя слоговое пение

Мелизмы: изучение терминов «мелизмы», «модерн», «форшлаг»

Мелизмы-это различные приемы украшения основного звука вспомогательными. В эстрадно-джазовом вокале используется большое количество различных красок и приемов. Можно не иметь большого голоса, но за счет владения техникой и приемов можно стать мастером в своем жанре. Соблюдение в процессе работы определенных стадий и этапов, а так же использование специальных приемов помогают развитию музыкально-творческого мышления исполнителя –это является одной из главных задач воспитания как музыкантов-профессионалов, так и любителей.

Мордент-украшение основного звука

При исполнении мордента опорным является первый звук, что отличает его от форшлага, (акцентирует следующий за ним звук).

Форшлаг- вспомогательные звуки, украшающие основную мелодию.Они записываются мелким шрифтом, используются легко и свободно. Если мелодия начинается с форшлага, то он исполняется как нота затакта.

Практика: Выполнение вокальных упражнений

Упражнение: Ф.Шуберт «серенада»

Упражнение: Многозвучный форшлаг

4.Работа с музыкальным произведением

4.1 Развитие певческий навыков. Работа по овладению элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных авторов. Пение с сопровождением и под фонограмму с использованием сценических движений. Работа над произведениями западноевропейских композиторов - классиков. Работа над интонацией, строем и ансамблем, освоение более сложных вокально-исполнительских приемов. Пение соло и в ансамбле.

4.2  прослушивание песни;

- анализ словесного текста;

- анализ мелодии (песня советского композитора; характер; лад;

аккомпанемент);

- разбор тонального плана

- фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания;

- различные виды динамики;

- многообразие агогических возможностей исполнения произведения

(сопоставление темпов, замедления, ускорения, различные виды фермат).

- сольфеджирование, некоторые места лучше всего петь, не опираясь на поддержку инструмента, а интонировать по слуху.

- пение со словами.

 

5.Вокалотерапия, музыкотерапия

5.1 Вокалотерапия как активный метод коррекции природных данных (голоса, слуха и др.) рассматривается некоторыми специалистами, прежде всего, с позиции овладения техникой звукоизвлечения. Звук имеет над нами удивительную власть: он может и растрогать, и ранить, и избавить от боли. В звуке голоса, его интонациях проявляется отношение человека к миру, к людям, к самому себе. Поэтому голос – это, прежде всего, тест для определения качественного состояния личности – ее цельности, внутренней сбалансированности. Занятия пением, овладение приемами классического и всеми формами народного певческого искусства – один из путей к здоровью и очень важная составляющая здорового образа жизни.

Комплекс упражнений «Вокалотерапия»:

-дыхательная гимнастика

-Фонопедические упражнения

- упражнения на глиссандо

-упражнения на вибрато губ и языка

-распевание на сенсорных звуках

-вокальные установки

- распевание на твердых гласных

Использование методики комплексного музыкально-певческого воспитания, созданная выдающимся вокальным педагогом Д.Е. Огородновым. Методика комплексного музыкально-певческого воспитания включает в себя шесть видов художественных музыкальных движений в коллективной ансамблевой работе: 1) художественное тактирование; 2) работа по алгоритму постановки голоса и воспитания вокальных навыков и музыкальности; 3) ладо-вокальные жесты;

4) декламация с жестикуляцией; 5) вспомогательные движения при вокальной работе над песней; 6) поиски выразительных движений во время слушания музыки.

 Дыхательная гимнастика. Методика дыхательной гимнастики Б. С. Толкачева: данный метод физической реабилитации детей, страдающих респираторными заболеваниями, характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом; Методика звукового дыхания М. Л. Лазарева: направлена на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации. Разные звуки порождают разные вибрации, которые, в свою очередь, влияют на наше самочувствие.

Упражнения на дыхания по методике А.И. Стрельниковой и В.В. Емельянова. Метод позволяет совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю, индивидуально к каждому ученику с учетом его природных особенностей. Развитие мышц, участвующих в звукообразовании, позволяет разрешать проблемы даже с травмированными голосами, голосовыми аппаратами с различными дефектами. Ни один звук в пении упражнений ФМРГ не возникает просто так. Это всегда какое-то особое «непевческое» и/или неречевое положение или действие голосообразующей системы, которое может иметь координирующее и тренирующее значение для нашего голоса. «Фонопедический метод развития голоса», в свою очередь, направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы. Он способствует улучшению психо-эмоционального фона человека, развитие и гармонизацию личности. Важной особенностью метода является развитие у ученика способности к самоанализу и самоконтролю, наблюдению за прогрессом в собственном обучении. Вокалист обретает способность понимать собственные восприятия, т.е. правильно себя слушать и слышать.

 

5.2 Слушание музыки

Основные принципы музыкотерапии.

Музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве терапевтического средства. Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы,

т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того формируется выдержка и самоконтроль.Достоинствами музыкотерапии являются: 1. Абсолютная безвредность; 2. Легкость и простота применения; 3. Возможность контроля; 4.Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени;

Активная музыкотерапия-воспроизведение музыки с помощью музыкальных инструментов или собственного голоса (пение)

Рецептивная ( пассивная) музыкотерапия- процесс слушания, восприятия музыки с психотерапевтической целью.

Интегративная музыкотерапия- наряду с музыкой задействуют возможности других видов искусства : рисование под музыку, музыкально- подвижные игры, пантомима, создание стихов, рассказов после прослушивания музыки

Слушание: мелодизация четырех природных стихий: «песня огня», « песня ручья», «песня ветра», «песня земли», романтическая музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, вальс «Шостаковича» и романсы Свиридова.

 

6.Постановка голоса, дыхания

6.1 Певческая установка и навыки певческого дыхания. «Зевок» - методический приём произвольного опускания гортани. Теория образования звука и работа вокального аппарата. Укрепление и развитие певческого диапазона. «Слушать и слышать себя!»

 Упражнения на выявление тембровой окраски голоса. Пение в унисон упражнений и мелодий разучиваемых песен, пение упражнений аcapella, упражнений на освоение 2-голосия (параллельное движение 3, 6) – для ансамбля.

 Упражнения на разные виды голосоведения, на отработку ровного дыхания, на выравнивание гласных. Развитие ощущения правильного резонирования и активности работы артикуляционного аппарата. Прорабатываем упражнения на развитие гармонического слуха. Каноны.

 Работа над голосом и мероприятия, направленные на здоровый образ жизни.

6.2 Постановка вокального дыхания

Певческое дыхание и развитие всего организма. Длинные фразы - разумный, экономичный выдох. Вдох между фразами в быстром произведении. Вдох не должен нарушать смысл слова.

Упражнения на грамотное распределение дыхания. Дыхательные упражнения на разные виды техники: «Свечка (3, 5, 7 свечей)», «Снайпер», «Упрямая свечка», «Комарик», «Раздувание огня», « Кошечка» и др.

 Дыхательная гимнастика (для постановки правильного дыхания по Стрельниковой). Упражнения для развития и укрепления вокального дыхания (см. приложение). Отработка правильного диафрагматического дыхания. Знакомство с навыками «цепного дыхания». Работа над произнесением одной мысли на одном дыхании.

Воспитание навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания: 1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч); 2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание; 3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Специальные приёмы коррекционной работы, направленные на снятия психологического напряжения у воспитанников посредствам пения и интонирования. приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным. К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьесберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).

Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Ученики должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Также учащимся объясняется, что место, где надо брать дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V.

7.Формирование и отработка полученных вокальных навыков

7.1 Выработка подвижности голоса. Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.

Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.

Расширение певческого диапазона детей. Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.

Дикция и артикуляция. Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением рото-глоточного аппарата. При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта расрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения для раскрепощения голосового аппарата (см. литературу), освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а». Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для

устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния гласных: если первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. В работе над гласными следует: а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции; б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока; в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий; г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата. Важная задача для педагога - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой). Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков.

7.2 Совершенствование индивидуальных красок голоса и манеры пения. Упражнения на раскрытие творческого потенциала, некоторые из них: упражнение «На что похоже?» Леонардо да Винчи рекомендовал художнику развивать свою фантазию, рассматривая пятна на стенах: "Ты можешь увидеть там разные битвы, – утверждал он, – быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много вещей".Фантазия проявляется в работе воображения у человека с развитым ассоциативным мышлением, с тренированной зрительной памятью, основой образного мышления.Все, что нас окружает в комнате, может быть объектом фантазии – линии древесных слоев паркета, тени на потолке, складки занавесей, скатертей, одежды. Педагог раскладывает на стол несколько случайный предметов и предлагает воспитанницу пофантазировать не тему того на что они похожи все вместе и т.д.; упражнение «Оркестр»: каждый из учеников должен научиться обращаться с каждым из наиболее ходовых инструментов, с которыми приходится встречаться на сцене оперным и драматическим артистам. Упражнение – групповое. Состав оркестра – в зависимости от количества учеников. В "Инсценированной программе" Станиславского упоминаются два оркестра, большой военный и квартет: рояль, виолончель, две скрипки. Разумеется, концерт таких оркестров может состояться лишь после того, как каждый его участник овладеет техникой игры на своем воображаемом инструменте. Это упражнение воспитывает взаимосвязь с партнерами. Тренироваться можно под музыку, которая насвистывается или поется исполнителем. Играть общий концерт можно под граммофонную или магнитофонную запись.

8.Вокально-хоровая работа (работа в ансамбле)

8.1 Строй .Работа над строем в ансамбле должна быть связана с работой над элемен­тами музыкальной выразительности, поэтому среди основных приемов можно

-интонирование «вне ритма, т.е, по руке дирижера, с использо­ванием

фермат на отдельных, трудно выстраиваемых аккордах;

-пение на слог, закрытым ртом, что помогает исполнителям
понять логику мелодического и гармонического развития, помогает темброво выстроить музыкальный материал;

-чередование интонирования «про себя» с интонированием вслух,

способствует развитию внутреннего слуха;

-исполнение сложных по ритму гармонических построений с уп­рощением (ритмическим наполнением), а также в различных ритмиче­ских вариантах, что поможет выстроить на этапе разучивания произве­дения ансамбль ритмический и интонационный. Например, полезно петь с дроблением;

-при понижении строя на этапе, разучивания произведения полез­но ускорить темп, увеличив эмоциональную напряженность исполнения или при повышении строя чуть замедлить темп, дав возможность воспитанникам контролировать эмоции и строй ансамбля;

- при наличии неудобной тесситуры разучиваемого сочинения использовать транспозицию;

-включения фрагментов разучиваемых сочинений в процесс распевания хора с целью шлифовки строя в соединении с другими элемен­тами хоровой звучности (ансамбль, дикция) и средствами музыкальной выразительности.

Работа над чистотой интонирования. В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует

стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.

 Развитие чувства метроритма. Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений (см. литературу) или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.

 Выразительность и эмоциональность исполнения. Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны. Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.

Формирование чувства ансамбля. В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончаниия пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию

 Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся. Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу.

В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончаниия пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.

Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений (см. литературу) или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения

Формирование чувства ансамбля. В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончаниия пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.

 

8.2 Репертуарная практика. Репертуар должен отвечать задачам музыкально-художественного воспитания ансамбля, должен быть доступен по вокально-техническому и исполнительскому уровню. В репертуар необходимо включать произведения разнообразные по форме, жанру, содержанию. Культура, орфоэпия и логика  речи.  Орфоэпия певческая.

 Способы разучивания произведения с вокальным ансамблем:

пение по партиям, адаптация к ансамблевой партитуре каждого поющего в ансамбле; работа над унисоном, мелодическая «речитация»; индивидуальный опрос поющих (для ансамбля). Поиск своей манеры пения и сценического образа. Эмоции песни доносим до сердца слушателя; отрабатываем движение под музыку и пение – после разучивания песни.

9.Сценическая хореография

9.1 Основы танцевально-двигательной терапии. В современной психологической науке под танцева́льно-дви́гательной терапи́ей (ТДТ) понимается метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение процессом, помогающим клиентам пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Основной задачей танцевальной терапии является побуждение спонтанного выразительным движениям, благодаря осуществлению которых развивается подвижность и укрепляются силы не только на физическом, но и на психологическом уровне. Таким образом, одним из фундаментальных положений танцевальной терапии выступает убеждение, что при изменении манеры и характера движений человека, которые отражают черты его личности, изменяются его чувства как по отношению к себе, так и к собственному телу. Через двигательное взаимодействие терапевт помогает клиентам развить самосознание проработать эмоциональные зажимы, исследовать альтернативные модели поведения, сделать восприятие себя и других более точным, вызвать такие поведенческие изменения, которые приведут к более здоровому функционированию. Данная часть программы включает в себя, упражнения, направленные на управление дыханием, как способ снятия нервно-психического напряжения: «Дыхание», «Свеча», «Замок», «Ха–дыхание», «Яблоки», «Отдых», «Передышка»; нервно-мышечную релаксацию как способ снятия нервно-психического напряжения:«Релакс для тела»; самоодобрения (самопоощрения): «Солнышко».

Развитие двигательной координации. Целительное воздействие танцев замечено человеком в глубокой древности, и оно использовалось для решения как личностных, так и коллективных проблем. Танцевальные упражнения снимают мышечную закрепощенность, избавляют от нервных перегрузок, решают проблемы гиподинамии. Танец рассматривается функциональным стимулятором личности, повышает работоспособность, улучшает физическое самочувствие. Данный блок включает в себя основы ритмики и танца, основанные на: танец; музыку; психогимнастику. Психогимнастика– это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сфер). Основная цель – преодоление барьеров, особенно детей ОВЗ, в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. В психогимнастике придается большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Существуют множество игр и упражнений на снятие страхов и развитие уверенности в себе: «Рычи лев, рычи; стучи поезд, стучи»; «Дружба начинается с улыбки»; «Комплименты»; гармоничный танец и другие.

9.2 Совершенствование навыка актерского мастерства. Умение передать посредством мимики и жестов эмоциональное содержание песни. Уделяется место музыкально-театральной деятельности, где обучающиеся получают первые навыки актерского мастерства. Занятия музыкальной театрализацией способствуют развитию творческого воображения, фантазии школьников. Дети учатся высказывать свое мнение и предлагать свои варианты решения той или иной проблемы, начинают импровизировать на сцене. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей профессиональных певцов, посещение театров, музеев, концертов. Продолжение работы по формированию основ общей и музыкальной культуры учащихся и расширению их кругозора. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися творческой деятельностью. Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей. Сбор материалов для архива студии. Подготовка стендов, альбомов по итогам выступлений воспитанников. Анализ музыкальных произведений.                                                                                                

10.Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве

10.1 Работа над собственной манерой вокального исполнения: поиск собственного стиля и манеры исполнения, отработка полученных навыков, умение держаться на сцене, разработка собственного стиля

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене.

Примерный репертуар:

Ю. Началов - Ах, школа, школа; Дюймовочка.

М. Дунаевский - Леди совершенство; Цветные сны

В. Цветков - Снова вместе; Может это не любовь.

Ж. Колмагорова - Это весна; Музыка моя; Святая Россия

А. Ермолов – Осенний блюз; Ты так красиво, Подмосковье; Музыка рисует

дождь; Сегодня дождь.

И.Черник - Алые паруса; Улетают сны.

В.Дашкевич (Ю.Ким) – Пэппи.

Н. и В. Осошник – За окнами дождь; Васильковая страна; Бибика; Школьный блюз.

С.Аувстрецкий (С.Минаков) – Я попрошу тебя, Господи.

И.Крутой – Я пою; Музыка.

А. Вербицкий – Идѐт девчонка.

Дм.Пилов - Детство; Праздник-король.

Заволокины – Русский перепляс.

В. Купревич (М. Хотимский) - Пряники русские.

В. Алексеев – Что такое счастье; В небе облака; Песня о школе.

Г.Струве – Спасибо вам, учителя.

Е.Крылатов – Ваши глаза; Кабы не было зимы; Ведьма-речка; Будь со мною.

Н. Богословский - Тѐмная ночь.

М. Фрадкин - Случайный вальс.

М. Блантер - Катюша; В лесу прифронтовом.

И. Дунаевский - Как много девушек хороших.

Г. Петербургский - Синий платочек.

А. Владимирцов - О любви не говори.

В.Львовский - Новогодний сундучок; Зимние сюрпризы; В новогоднюю сказку поверь.

11.Теоретические музыкальные понятия, знакомство с музыкальным миром искусства

11.1Знакомство с понятиями: Лад. Тональность. Гамма. Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальные носители. Бэк - вокал. Метр и такт. Темп. Аранжировка. Одноголосие. Полифония. Имитация. Штрихи в пении.

Пение legatо, staccato.Теория: Понятия «legatо» «staccato»

Практика: Формирование навыков использования данных средств выразительности в пении. Раскрытие значений понятий «forte», «piano».

Практика: Формирование навыков пения с различной динамикой.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагогом, показ аудио и видеоматериалов); практические (упражнение); исследовательские (поиск средств художественной выразительности).

Понятие «ансамбль». Ансамбль как слитное, слаженное исполнение произведения всеми музыкантами, подчинение общему художественному замыслу. Понятие «аккомпанемент».

11.2 Просмотр видеозаписей выступлений детей на Международных телевизионных фестивалях, конкурсах.

-детское Евровидение,

-ток –шоу «Ты –супер»,

- шоу-группа «Непоседы»,

-шоу-группа «Домисольки»,

-шоу-группа «Волшебники двора»

-эстрадная студия «театр Луны»

11.3 Ознакомление с образцами отечественной и зарубежной вокальной музыки.

Примерный список произведений для ознакомления с образцами вокальной музыки:

1. Песни из репертуара Большого Детского Хора им. В. С. Попова:

- «День Победы» - (Д. Тухманов, В. Харитонов)

- «Крылатые качели» - из к/ф «Приключения Электроника (Е. Крылатов,

 Ю. Энтин)

2. Песни из репертуара концертного хора хоровой школы им. А. В. Свешникова:

- «Песня о маленьком трубаче» - (С. Никитин)

- «Фрагменты из кантаты Д. Перголезе «Stabat Mater»

3. Песни из репертуара театра-студии «Непоседы»:

- «Аллилуя любви» - из рок-оперы «Юнона и Авось» (Н. Рыбников)

- «Попурри из к/ф»

4. Песни из репертуара театра-студии детской песни «Ладушки»:

- «Я хочу быть похожим на ветер» (А. Ермолов)

- «Рождение звезд» (А. Ермолов)

5. Песни из репертуара театра песни «Талисман»:

- «Маленький принц» (А. Петряшева)

- «Свободная птица» (А. Петряшева)

6. «Мгновения» - из к/ф «17 мгновений весны» (исп. И. Кобзон)

7. «Арлекино» - исп. А. Пугачева

8. «Поклонимся великим тем годам» (исп. Л. Зыкина)

9. «Старый рояль» - (исп. Л. Долина)

10. «Хризантемы» - (исп. Валерия)

11. «Лебединая верность» - (исп. С. Ротару)

12. «Мелодия» - (исп. М. Магомаев)

13. «Джамайка» - (исп. Р. Лоретти)

14. «I Will Always Love You» - (исп. W. Houston)

15. «Эх, дороги» - (исп. Д. Хворостовский)

16. «Я пою блюз» - (исп. А. Франклин)

17. «My Heart Will Go On» - (исп. Celine Dion)

18. «Анастасия» - (исп. С. Лазарев)

19. «Ромашковые поля» - (исп. Квартет «Кватро»)

20. «Россия» - (исп. Д. Гарипова)

21. «Ain,t No Sunshine» - (исп. M. Jackson 1971)

22. «Thank You for the Music» - (исп. ABBA 1977)

23. «Child in Time» - (исп. Deep Purple 1970)

24. «Bohemian Rhapsody» - (исп. Queen 1975

12.Подготовка сценических мероприятий и отчетного концерта

12.1 Выбор и постановка индивидуального номера для выступления на отчетном концерте, костюма, образа.

12.2 Работа над общими номерами в рамках отчетного концерта

Практическая работа по созданию эстрадного номера. Актёрское решение исполняемых песен, в том числе с обыгрыванием содержания.

Основные принципы поведения на сцене. Творческая мобилизованность. Вокалист должен быть одет не только внешне, но и внутренне. Целенаправленное воздействие на зрителя. Сценическое воплощение вокально-исполнительского замысла.

Отразить в костюме художественно-исполнительскую направленность песни. Работа над драматургией произведения, сценическим поведением учащегося.

Творческая раскрепощённость.

 

13.Социокультурная адаптация.

13.1 Встречи с вокальными детскими коллективами, актерами, эстрадными исполнителями. Обмен концертными программами. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися аналогичной творческой деятельностью. Обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня воспитанников. Участие в культурно-массовых мероприятиях.

13.2 Посещение театров, просмотр мюзиклов, выставок, посещение музеев и выставочных залов. Расширение кругозора воспитанников путем приобщения их к духовным ценностям разных народов. Обсуждение своих впечатлений и подготовка материалов для выставок, альбомов, стендов и т.д. Сбор материалов для архива вокального кружка.

14. Концертная деятельность

Выступление ансамбля и солистов. В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

 

 

          

Не будьте равнодушными. Подписывайтесь на наши социальные сети:

Индекс цитирования Яндекс.Метрика